Facebook   вКонтакте    Инстаграм
Баннер Выставки

Костромская льняная мануфактура: 150 лет – только начало!

Школьники и пенсионеры, люди науки и просто неравнодушные к теме сохранения отечественного производства – для всех директор «Музея истории «Большой костромской льняной мануфактуры» Виктор Васильевич Афанасин проводит интереснейшие экскурсии и знакомит с прошлым и настоящим старейшего льняного производства. С прошлым – потому что мануфактура была создана 150 лет назад небезызвестными братья Третьяковыми, с настоящим – потому что, не останавливаясь, она продолжает выпускать лучшие в стране льняные ткани.

посетительницы музея БКЛМ.  Москвские школьники

В «Музее истории БКЛМ»

Вначале было слово

…и слово было «лён». Льна в России выращивали много, а что выращивали, сами же и обрабатывали – ни иностранное сырье, ни наемная зарубежная сила на мануфактуре не использовались. Открытая в канун Нового 1867 года, мануфактура быстро стала успешным текстильным предприятием. Основали ее костромской купец К.Я.Кашин, слывший большим знатоком льнопрядильных дел, московский купец В.Д.Коншин и братья Третьяковы – Павел и Сергей Михайловичи. Последние на момент открытия Новой Костромской мануфактуры известны были лишь в Москве, и совсем не как создатели картинной галереи. Это потом появилась Третьяковка, а пока молодой Павел Михайлович покупал на доходы от льна графические и живописные работы, скульптуры и иконы. На приобретение произведений искусства требовались громадные средства, и именно доходы от костромского льняного производства позволяли осуществить великое начинание. Спустя столетие костромичи не без гордости скажут, «Третьяковка выросла из семени льна».

Третьяковская галерея, дар купца Павла Третьякова Москве

Третьяковская галерея, дар купца Павла Третьякова Москве

 

Золотое время льна

В 1867 г. «Новая Костромская льняная мануфактура» представляла собой ткацкую фабрику и льнопрядильню. Купцы вложили в производство свыше 270 тысяч рублей золотом, закупили 4809 веретен и 22 ткацких станка. В рабочих дефицита не было – произошедшие шестью годами раньше отмена крепостного права и земельная реформа оставили сотни тысяч крестьян без земли и средств к существованию. Из деревень освобожденные крестьяне бежали в большие города, на фабрики. Так, обновился и городской люд Костромы. Успех товариществу Кашина, Коншина и братьев Третьяковых был обеспечен: лен имелся в избытке, рабочие руки и управленческие головы работали слаженно. Кроме своего льна, здесь же закупались дешевое топливо, стройматериалы, чугунные отливки к механическим станкам.

Справедливости ради стоит сказать, что новая мануфактура не была первым или единственным льняным производством. К концу 19 века в Костроме сформировался целый фабричный район, где были льнопрядильные и ткацкие фабрики. Но мировой успех ждал не их, а молодую, «Новую костромскую льняную мануфактуру».

Ткацкие станки, 19 век

Ткацкие станки, 19 век

Только вперед!

Предприятие быстро развивалось: количество веретен к 1890 году превысило 52 тысячи. Уже тогда оно превосходило льнопрядильные фабрики Голландии, Дании и Швеции, вместе взятые. Начав в 1867 году с 22 ткацких станков, к концу века мануфактура насчитывала 8687 машин. Ежегодно вырабатывалось около 7 млн. метров льняных тканей.

Готовые ткани поступали на склады в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Харькове и Варшаве. Большим спросом костромской товар пользовался за границей.

Ассортимент пряжи и тканей поражал – выпускались от 4 до 108 номера, от парусины до тончайших бельевых тканей и прозрачного батиста. Символично, что здесь впервые стали изготавливать льняные холсты для картин.

Не хлебом единым

Об успехе льняного производства можно судить не только по размерам прибыли, но и по тому архитектурному наследию, которое фабриканты оставили после себя. Добротные здания из крепкого красного кирпича и сегодня передают дух прошлого и ту основательность, с какой возводились корпуса мануфактуры и помещения для рабочих. До революции были построены: школа на 700 учащихся, пятиэтажное общежитие на 1000 человек (первая «высотка» в Костроме), больница, аптека, баня, родильный приют, ясли, библиотека и дом общества потребителей. Были созданы пенсионный, больничный и страховой фонды. Сегодня 28 строений фабрики признаны памятниками архитектуры.

Таким образом, удовлетворялись не только материальные, но и духовные потребности рабочих. Люди охотно шли на предприятие: для сравнения, при открытии в 1866 году числилось 750 человек, в 1912 году – уже свыше 6 тысяч. Плата у мужчин составляла от 8 до 22 рублей в месяц, у женщин от 7 до 18 рублей, у подростков – от 4 до 12 рублей. Работали, как и сегодня, посменно, по 9 часов. Выходными были воскресенье, общие и местные праздники, дни Страстной недели, Рождество.

Прядильная фабрика. Корпус № 5. Южный фасад

Прядильная фабрика. Корпус № 5. Южный фасад

 

 «Дом труда», рабочие казармы

«Дом труда», рабочие казармы

Магазин и пекарня Общества потребителей
Магазин и пекарня Общества потребителей

Время побед

За четверть века льняная мануфактура стала крупнейшей в мире. О ней говорили во всех уголках Российской империи и Европы.

В 1896 году на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде за высокое качество пряжи и полотна Товарищество получило высшую награду – право изображения государственного герба.

В 1899 году мануфактура удостоилась особой чести – она стала именоваться поставщиком двора его Императорского Величества. Лучшие ткани отправлялись в Санкт-Петербург на стол Николая II и членов семьи последнего русского царя.

Товарищество Новой Костромской мануфактуры получило Гран-при на двух всемирных выставках: в Париже (1900 г.), и в Турине (1911г.).

Как вы лодку назовёте…

Льняная мануфактура в угоду времени и власти становилась «Большой Костромской льняной мануфактурой» (1904-1918 гг.), Первой Республиканской фабрикой (после национализации, 1918 г.), Льнопрядильной фабрикой и льнопрядильным комбинатом имени В.И.Ленина (1927, 1936 гг.), и так 9 раз!

В 20 веке льняное производство несколько раз переживало свое рождение – с приходом советской власти комбинат сначала законсервировали, а потом стали ударными темпами наращивать производство. Во время Великой Отечественной здесь выпускали продукцию для фронта, а еще навсегда отдали войне половину своих рабочих – только официально погибшими числятся 530 человек.

В 60-е годы на предприятии прошло техническое перевооружение, а с 1961 года впервые в Советском союзе здесь стали вырабатывать пряжу и ткани из смеси льна с лавсаном.

Выдержал натиск времени и человеческого безумства льнокомбинат в 90-е годы. Когда в стране одна за другой закрывались фабрики, здесь любыми силами пытались сохранить рабочий костяк и минимально допустимые объемы выпуска. Пытались и сохранили.

В нулевые детище Кашина, Коншина и Третьяковых ворвалось с верой в возвращение былого величия. Медленно, но верно мечты становятся явью. Сначала льнокомбинат вошел в состав Ивановской ассоциации ТДЛ, потом стал расширять ассортимент, увеличивать производственные мощности, привлекать на работу специалистов, выходить на новые рынки сбыта. Сегодня продукция вновь представлена на европейском рынке, и реализуются через IKEA, ZARA HOME, шведскую компанию HEMTEX и ряд других скандинавских торговых компаний.

______________________________

Меняя имена, предприятие не меняло сути – по сей день здесь выпускаются высококачественные льняные ткани и готовые швейные изделия изо льна. Пережив революцию, гражданскую и отечественную войны, распад Советского союза, экономические кризисы нового века, комбинат продолжает работать, а его продукцию можно найти не только в магазинах по всей России, но и в большинстве европейских стран.

______________________________

«Я в лён влюблён, и верю, что льняная культура в России возродится» - начинает свое повествование заместитель генерального директора предприятия и директор музея истории «БКЛМ» Виктор Афанасин. Он готов каждый день рассказывать о родном предприятии, водить любознательных детей и взрослых по действующим цехам, демонстрировать в любое время года собственный льняной гардероб и гордится тем, что так близок к делу Третьяковых, Кашина и Коншина.

Елена Рыженкова,
PR-директор ООО "ТДЛ Текстиль"

Фото любезно предоставлены директором "Музея истории БКЛМ" Афанасиным В.В.

 

 

 

О ЯРМАРКЕ
ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ