63 Международная выставка текстильной и легкой промышленности ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ: новые тренды печати на ткани, эффективная модернизация и контроль производственных процессов, поиск новых успешных бизнес-моделей
С 4 по 6 марта 2025 года в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 63 выставка ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ. В этом году произошла модернизация разделов выставки и стала более удобной и интуитивной навигация. Отдельные разделы были выделены цветом, а расположение стендов и консолидация производителей тяжелого швейного оборудования, а также станков для печати на тканях, делала поиск нужных стендов максимально быстрым.
В рамках выставки действовали разделы:
- Текстильлегмаш. Оборудование и технологии для текстильной и легкой промышленности
- Технический текстиль, нетканые материалы, защитная одежда и сырьевые ресурсы
- Ткани и фурнитура для производства одежды
- Трикотажные полотна
- Одежда и аксессуары
- Домашний текстиль
Выставку в этом году посетило 15800 представителей отрасли, а среди участников присутствовало свыше 250 компаний из 18 регионов Российской Федерации и 13 стран.
С каждым годом деловая программа выставки становится все более насыщенной. В этом году было решено применить синергетический подход и совместить передачу теории и практических кейсов. Так в конференц-зале проходили лекции, мастер-классы и выступления экспертов по общим вопросам.
В течении трех дней практически в режиме нон-стоп на территории ЛЕГПРОМПРАКТИКА совместно с ПРОШЬЮ БИЗНЕС разбирались самые острые проблемы, с которыми сталкиваются владельцы производств. Сюда приходили те, кому нужно было получить советы по экономике швейного производства, учету и контролю расхода материалов, технологическим тонкостям, подбору персонала и покупке нового оборудования для расширения производства.
Во все дни работы экспозиции на стенде РГУ им. А.Н. Косыгина можно было увидеть талантливые работы студентов-дизайнеров, задать им вопросы об обучении в вузе, а также принять участие в открытых мастер-классах. В последний день выставки гостям была представлена презентация передовых программ дополнительного профессионального образования в области текстильной и легкой промышленности РГУ им. А.Н. Косыгина. Также часть мероприятий прошла и на площадке самого учебного заведения.
В этом году основной упор деловой программы выставки был сделан на реальный опыт экспертов, демонстрирующий инвестиционную устойчивость отрасли, состоятельность лизинговых моделей производства, возможность переориентации рынка на отечественные бренды и товары, а также поиск наиболее выгодных межотраслевых путей сотрудничества.
Первой начала работу площадка ЛЕГПРОМПРАКТИКА, сразу же задав высокие стандарты для спикеров и определив главные задачи: предоставление гостям полезной информации, которую они могут активно использовать в своей работе, повышая эффективность производства. Стоит отметить, что так как мастер-классы проходили в специально отведенном пространстве прямо в центре экспозиции, к ним присоединялись как гости выставки, так и сами экспоненты. Особенно активными были представители швейных производств, производители оборудования и тканей. А наиболее актуальными запросами советы по модернизации, диджитализации процессов и, конечно же, уменьшение стоимости производства без потери в качестве.
Мастер-класс «Программное обеспечение для проектирования изделий на всех этапах от эскиза до раскроя» был посвящен автоматизации процессов, а также целесообразности своевременного внедрения новых технологий. Эксперты наметили «дорожную карту», помогающую подготовиться к переходу от ручного раскроя к автоматизированному, грамотно произвести оцифровку лекал и запустить необходимые процессы. Также выступающие подчеркнули, что дизайнеры, а также производители одежды, запускающие собственную линейку очень часто допускают ошибки в последовательности действий. Проблемы могут возникать и в том случае, если сигнальный экземпляр производился «на аутсорсе» или мастерами-надомниками, а при переносе на производство выявляются недоработки.
В конференц-зале практически одновременно с открытием экспозиции стартовала целая серия мероприятий образовательного характера, направленных на популяризацию российской моды и текстильных производств, исторически являвшихся гордостью страны. Один из наиболее актуальных в последние годы вызовов времени – технологический суверенитет, а также продвижение отечественных брендов и товаров, поиск новых смыслов, поддержка национального самосознания и народных промыслов, привнесение традиционных элементов и культурного кода страны в моду.
Именно эти важные вопросы были подняты на открытии деловой программы выставки в рамках конференции «Мода на родное - новый вектор развития отрасли», модератором которой стал Олег Кащеев, помощник ректора РГУ им. А. Н. Косыгина, профессор кафедры социологии и рекламных коммуникаций.
Своими мыслями о необходимости привнесения традиционного стиля в моду поделилась Анастасия Аверьянова, директор Фонда содействия просвещению и образованию «Русский Наследник», директор «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой». По ее мнению, использование авторских принтов, в том числе относящихся или перерабатывающих знакомые всем НХП, а также элементов русского костюма может обогатить современную моду.
Анастасия Алексеевна подчеркнула, что можно найти любой повод для того, чтобы пропагандировать отечественную моду: «В нашей семье, в семье Аверьяновых всеми бережно поддерживается традиция ношения русского костюма, мы надеваем русскую одежду в церковь, на крещение детей, на венчания и на все важные мероприятия и праздники». Также дизайнер показала, как можно интегрировать декоративные исторические элементы, узоры и аксессуары в офисный костюм или в вечерний и праздничный наряд. Одним из примеров успешной интеграции дореволюционного производства в современность является фабрика «Крестецкая строчка» и ее многочисленные коллаборации с именитыми дизайнерами.
Анастасия показала модели Дома русской одежды, подчеркнув, что, используя старинные лекала можно создавать и современные модели, а также наличие принта индивидуализирует даже спортивную одежду. Коллекция «Русские идут» является примером создания современной одежды с использованием традиционных приемов декорирования.
Во многом российскую моду и дизайн останавливает отсутствие собственных тканей, фурнитуры и даже ниток. В результате производить одежду исключительно из отечественного сырья вряд ли представляется возможным. Своей деятельностью Фонд «Русский наследник» и «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» поддерживают исчезающие промыслы и производства, а также популяризирует национальные традиции в дизайне одежды.
Собственник компании Моллен, которая занимается производством домашнего текстиля и женских аксессуаров премиум класса Мария Гавриш рассказала о том, как компания создает принты, используя культурный код нашей страны. Она рассказала об одной из уникальных коллекций «Агиттекстиль», которая стала посвящением великим советским художникам Любови Поповой, Александру Родченко и Варваре Степановой и напомнила о традициях агитационных принтов (их можно увидеть в музее Ивановского ситца) и агитационного фарфора 1920-1930 годов. Влияние этих явлений первых пятилеток революции на стиль советских граждан и моду, несомненно.
Свои кейсы по созданию коллекций представила дизайнер и художественный руководитель проекта «Я на стиле» Алена Depechemode. Она рассказала о своей коллекции пижам костюмного типа с авторскими принтами, созданными по мотивам золотой коллекции Союзмультфильма, а также о коллекции футболок с любимыми героями каждого ребенка. Также она посоветовала дизайнерам проявлять больше творчества в создании авторских принтов, а также активно искать новые коллаборации, но при этом соблюдая авторское право и законодательные нормы.
В деловой программе выставки спикерами выступали и представители известных всей стране крупных производств. Директор по развитию ОАО ХБК «Шуйские ситцы» Екатерина Матросова рассказала о производстве тканей, а также домашнего текстиля и роли принта и узоров в повышении привлекательности продукции. Она отметила, насколько богатое наследие оставили нам великие российские мэтры Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин и что изучение их архивов может быть полезным и современным кутюрье, а также начинающим дизайнерам.
Значительная часть выступлений конференции была посвящена обсуждению мер поддержки, которую могут получить производители. На ней выступили: заместитель Председателя Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Алексей Савин, заместитель генерального директора ГБУ «Малый бизнес Москвы» Дмитрий Герасимов, заместитель генерального директора Московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства Евгений Мягков, исполнительный директор Российского Союза Производителей Одежды, член международного Союза Дизайнеров Наталья Шустикова. Они озвучили возможности получения различной финансовой помощи от государственных структур. Это целевые займы, льготный лизинг и компенсация части затрат на уплату процентов по кредитным договорам для субъектов промышленности, а также консультационные встречи и юридическая помощь.
Вторая часть дня была посвящена разбору практических вопросов, волнующих производителей. Семинар «Контрактные производства от А до Я» модерировала Кристина Колпакова, основатель и руководитель отраслевой платформы «Россия Шьет». Она рассказала о работе данного проекта - это отраслевая платформа, объединяющая всех представителей индустрии моды и легкой промышленности в профессиональные комьюнити для взаимовыгодного и эффективного сотрудничества. Так, чтобы ускорить процесс запуска, здесь через социальные сети и чаты в них объединяют специалистов (дизайнеров, конструкторов, технологов и т.д.), поставщиков швейных материалов, фурнитуры с производителями одежды и брендами, а также стилистами, фотографами и другими профессионалами креативных индустрий со всей России. При этом, Кристина подчеркнула, что именно грамотное ТЗ и правильно составленные запросы о поиске товаров и услуг, а также понимание механики процесса и точного бюджета, позволит получать нужный отклик.
На семинаре осветили важные аспекты контрактного производства в России и СНГ. Обсуждение коснулось юридических вопросов составления договора, прохождения сертификации, а также внедрения новых инструментов для повышения производительности, в том числе диджитализации и автоматизации управления.
Тему формирования справедливой цены, а также минимизации убытков при таком сложном и затратном процессе, как пошив одежды продолжил мастер-класс Елены Никулиной «Расчет себестоимости выпускаемой продукции». Ей удалось собрать аншлаг в конференц-зале, а анализ аудитории показал, что именно тема просчета заказа становится «камнем преткновения» для молодых дизайнеров и брендов. В самом начале она пообещала присутствующим, что после семинара каждый уйдет из зала с пониманием того, как максимально просто рассчитать реальную себестоимость пошива. Ее методика работы в excel-таблицах позволяет учитывать все пункты, влияющие на конечную стоимость продукта. На мастер-классе она показала работу с таблицами расчета потенциала швейного цеха, возможность увидеть свои точки роста, а также озвучила основные причины кассовых разрывов, авралов и ухода линейного персонала. Свой мастер-класс в формате онлайн Елена ранее проводила для представителей бизнеса в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», а на выставке ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ у присутствующих появилась уникальная возможность пообщаться с автором методики оптимизации швейных производств любого масштаба «6 кирпичиков» лично и задать все уточняющие вопросы.
Деловая программа выставки органично дополняла те разделы и новые технологии, которые представили экспоненты, а также оборудование, которое позволит вывести свою компанию на более высокий уровень дохода. Это новые раскройные комплексы, повышающие скорость и точность производства, бесперебойно работавшие все три дня выставки ультрасовременные текстильные принтеры с высокой детализацией изображения, автоматизированные швейные комплексы, минимизирующие участие сотрудников. Производители тканей также показали свои достижения: эко-ткани из переработанных материалов, антибактериальные и водоотталкивающие материалы для спецодежды, ткани с самоочищающимся покрытием, влагоотводящие трикотажные ткани для спортсменов и терморегулирующие ткани, подходящие для экстремального использования в любых условиях. Стоит отметить, что в 2024 году рост производства продукции легкой промышленности в России составил 20 процентов по отношению к показателю предыдущего периода и во многом это происходит за счет расширения рынка спецодежды и регулированием условий доступа предприятий к государственным и муниципальным заказам. При этом существуют факторы, мешающие нарастить производство тканей внутри страны, а именно то, что химические волокна для производства синтетических тканей на 80-90% завозятся из-за рубежа. Кроме того, в России недостаточно развит собственный рынок шерсти, но процессу формирования уже сейчас уделяют большое внимание.
Второй день выставки ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ был самым активным в выставочном плане, согласно опросам экспонентов. Многие из них даже не уходили на обед, активно работая на стендах с партнерами и возможными клиентами. При этом деловая программа также побила рекорды посещаемости. Стартовал день с семинара «Тренды и технологии: будущее продаж одежды в цифровую эпоху», модератором которого стал Илья Тихонов, главный редактор, руководитель и автор проектов ModaNews, «Мода 24/7». Нельзя не отметить, что выставка ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ активно сотрудничает с конкурсами молодых дизайнеров в обеих столицах, поддерживает новые имена в мире моды, а также способствует популяризации отечественных брендов. И немалую роль в этом играют мероприятия деловой программы, которые помогают «подсветить» социальную значимость и позитивное влияние на экономику российской модной индустрии. Многие спикеры отмечали, что в нашей стране мода – это скорее не жесткий конкурентный бизнес, а призвание и желание выразить себя в творчестве. Но при этом, отдавая себя художественным идеям, брендам необходимо сконцентрироваться и на «выживаемости» в условиях экономической турбулентности, а в этом могут помочь именно практические мастер-классы, а также помощь в позиционировании.
Все эти вопросы и осветила в своем выступлении Анна Глазкова, руководитель тренд-бюро Fashion Space, fashion-аналитик с опытом работы в мировых тренд-бюро, основатель курса «Fashion-аналитика «Точечная работа с дизайнерами». Главной своей миссией Анна считает развитие отечественных брендов и модной индустрии России и воспитание новых конкурентно-способных специалистов в сфере fashion. Анна, щедро делилась советами, как при запуске коллекций избежать «перезатаривания» складов, а также создавать интересные, но востребованные модели. Она дала важные советы по сезонности, размерному ряду и правильному выбору целевой аудитории.
Ценные указания, с помощью которых можно успешно, а главное максимально бюджетно продвигать собственный бренд в интернете с помощью новых онлайн-инструментов подробно разобрала Елена Мельник, CEO, EM Studio. Узнаваемость бренда можно повышать искусственно с помощью необычного лонча и яркого выхода на рынок, сторителлинга и вовлечения клиентов в философию бренда, создание собственных ярких элементов и правильного выбора цветовой палитры. В своем выступлении она коснулась и тематики выбора «цвета сезона» по версии института Pantone и предостерегла молодых дизайнеров от слепого подражания и использования только указанного оттенка, так как это несет высокую рисковую нагрузку. Модный цвет может не подходить к данным моделям, а при использовании всеми брендами сразу, выбор клиента может оказаться не в Вашу пользу.
Актуальные вопросы производства одежды для детей и взрослых рассмотрела Елизавета Кумачева, директор по маркетингу бренда детской функциональной одежды OLDOS. Детская одежда является одной из наиболее сложных для сертификации, а также требует от производителя строгого контроля качества.
Большинство брендов активно использует онлайн-площадки, особенно маркетплейсы для продвижения. До 60% товаров, покупаемых на подобных платформах, составляет одежда и обувь, такой же процент в категории товаров для дома. При этом выход на маркетплейс не означает автоматическое полу Основатель Red Meter Наталья Машинистова подробно разобрала плюсы и минусы онлайн и оффлайн дистрибуции, где онлайн может стать «витриной» даже для несуществующих пока товаров, а оффлайн-магазин при этом не будет конкурировать с e-commerce, а иметь собственные задачи и собственную аудиторию.
Второй день выставки продолжился экспертной сессией «Тренды потребительского поведения 2025 К чему готовиться брендам?», которую провела Дания Ткачева, бизнес-наставник для предпринимателей и владельцев малого бизнеса. Она очертила круг проблем, с которыми в ближайшем будущем могут столкнуться производители одежды. Это и рост цен на сырье, что повлечет увеличение отпускной цены. Так, куртки и пуховики с натуральным наполнителем автоматически переходят в премиум сегмент, так как гусиный и утиный пух для них подорожал на треть. На стоимость верхней одежды также влияет и верхняя, и подкладная ткани, качественная фурнитура, кроме того, дорожает и сам труд. Заработная плата на швейных производствах ощутимо возросла с 2020-го года.
В ближайшем будущем возможно мы увидим новое расслоение брендов – уход middle брендов в люкс и премиум сегмент и, противоположное явление, представители среднего сегмента постараются максимально сократить издержки и удешевить производство.
Опрос участников выставки и гостей показал, что на самом деле волнует отрасль больше всего – это автоматизация процессов (для сокращения расходов), увеличение доли переработанных материалов и экологичность моды (вторичное использование, долговечность, создание коллекций в стиле ресайкл), развитие цифровой печати, как инструмента для персонализации собственной продукции причем с минимальными затратами.
Последний третий день работы ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ 2025 начался с одного из самых динамичных практикумов с харизматичными спикерами. Модератором данного своеобразного бизнес-хакатона стала Юлия Жердева, «CEO and FOUNDER TECHNOPRINT».
Практикум «Бешеные деньги. Мерч и декорирование текстиля» заставил многих задуматься об открытии собственного бизнеса или запуске личной линейки модной одежды. Спикеры открыли секрет и финансовые перспективы производства собственного мерча. Брендирование различных изделий, производство собственной продукции путем нанесения авторского принта, логотипа или узора могут стать успешной бизнес-моделью. Именно персонификация позволяет обеспечить постоянный стабильный заработок, если правильно выбрать целевую аудиторию.
Гурген Тероян, руководитель проектов в MerchStore рассказал о том, как создание мерча «под ключ» может вывести бизнес на новый уровень и то, что создание виртуального мерчшопа под силу каждому, причем практически без затрат (если делать это по предустановленной модели, когда наименование производится только после оплаты определенного принта и вещи нужной спецификации клиентом).
Технические вопросы из зала включали желание определить разницу между различными видами печати на ткани, а также просьбы о помощи в выборе подходящего оборудования. За последние два года количество экспонентов выставки ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ, предлагающих шелкографию, термопечать и DTF печать неуклонно увеличивается, также растет качество выполнения подобных работ. Многие из компаний представляют свои стенды на каждой выставке, отмечая увеличивающийся интерес со стороны производителей одежды и различных компаний, нуждающихся в больших объемах брендированной продукции: ивент агентства, корпорации, фабрики, спортивные команды и многие другие.
Закрывающим мероприятием выставки стала визуальная программа Международного кинофестиваля Журнала «Богема» / La Boheme Cinema 2025 «Креативные индустрии и легкая промышленность» (#60 в госперечне Минкультуры), учрежденного в 2022 году, кинопартнером которого стал Институт кино и телевидения (ГИТР). Модератором встречи стал руководитель кинофестиваля Ананишнев Владислав, главный редактор Журнала «Богема», руководитель модного бренда «Vladislav Ananishnev». Членами жюри и спикерами в этом году стали представители модной индустрии: Екатерина Иванюшкина— руководитель Neva Fashion Week (г. Санкт-Петербург) , Ирина Каримова — ментор Фонда «Сколково», старший преподаватель кафедры «Реклама и связи с общественностью в медиаиндустрии» Московского политехнического университета, Полина Ховрачева — Лауреат Национальной премии в области индустрии моды «Золотое веретено», преподаватель и владелец Лаборатории Робототехники, производитель робо-костюмов с Wi-Fi-управлением для шоу-бизнеса, инженер-схемотехник. Модная индустрия и кино тесно и неразрывно связаны, дизайнеров всегда привлекают для создания образов и костюмов, а ролики великих кутюрье и известных брендов уже давно напоминают короткометражные голливудские фильмы, так что взаимопроникновение искусства моды и киносъемок и влияние друг на друга неизбежно и неостановимо.
В ходе основной деловой программы состоялось более 30 мероприятий, в которых приняли участие несколько сотен слушателей. Для многих наиболее важным стал формат «свободного микрофона» в рамках программы и возможность во время сессии вопросов и ответов получить необходимые разъяснения. Кроме того, приглашенные эксперты порадовали своей открытостью и готовностью к дальнейшей коммуникации, большинство специалистов демонстрировало прямо во время презентаций свои контакты. Многие озвучили возможность связи в различных социальных сетях, а также готовность в дальнейшем бескорыстно консультировать коллег по отрасли по разнообразным вопросам, проводить экскурсии по собственным производственным площадкам, шоу-румам и офисам, чтобы помочь отрасли развиваться и формировать сообщество для обмена опытом и успешными кейсами.
Успех деловой программы демонстрирует тот факт, что уже сейчас многие экспоненты и гости планируют повторный визит на осеннюю выставку ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ. Темы, показавшие свою актуальность и те, которые нашли наиболее горячий отклик, получат свое продолжение на деловой программе 64 Международной выставки текстильной и легкой промышленности ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ, которая пройдет также в МВЦ «Крокус Экспо» с 16 по 18 сентября 2025, Павильон 3, зал 13.
Спешите присоединиться к работе главного мероприятия сферы отечественного Легпрома, получить новые знания и инсайды, а при желании поделиться своим видением будущего текстильной индустрии.