В конце августа 2017 года в Москве в МВЦ «Рабочий и колхозница» откроется международная выставка «Мода – народу! От конструктивизма к дизайну». Проект реализуется при поддержке Минпромторга России и Департамента культуры города Москвы.
Крупномасштабный проект приурочен к 100-летию Великой Октябрьской революции и нацелен привлечь внимание общественности к отечественным достижениям в истории дизайна. В числе участников – ведущие российские и зарубежные дизайнеры и архитекторы: Вячеслав Зайцев, Ирина Крутикова, Игорь Гуляев, Виктория Андреянова, Константин Гайдай, Олег Овсиев, а также Филипп Старк , Карим Рашид, и другие.
Об актуальности проекта, идее его создания, особенностях и самых интересных экспонатах рассказали Арт-директор выставки по костюмам Сергей Васильев, дизайнер Елена Хардина, технологи швейного производства Галина Райхман и Екатерина Мыльцева.
Рустекстиль: Как возникла идея создания столь уникального проекта?
Сергей Васильев: Генератор и автор идеи проекта – художник-модельер Наталия Борисовна Козлова, всю глобальную концепцию придумала она. Моя задача в этом случае – помочь создать реконструкции. У нас был предыдущий большой проект – выставка, посвященная Надежде Ламановой. Одна часть этой выставки – исторические вещи, которые чудом сохранились, вторая часть выставки – реконструкции, которые мы воссоздали. Выставка прошла с большим успехом, и следующий этап – это проект, посвященный конструктивизму и его эпохе в постреволюционной России. Кстати, место для нынешней выставки выбрано стилистически удачно: «Рабочий и колхозница» – конструктивистское здание, поэтому все очень символично.
Рустекстиль: Почему в качестве главной темы был выбран именно конструктивизм?
Сергей Васильев: Потому что это яркая тема, но не всеми охваченная и мало изученная. Именно конструктивисты впервые в истории выдвинули лозунг: «Искусство принадлежит народу!». Конструктивизм оказал огромное влияние на моду, архитектуру, мебельный дизайн – это была целая эпоха. У нас в стране сумбурная история: 100 лет назад, когда произошла революция, помимо ужасов и разрухи, она принесла с собой новые течения и тенденции в искусстве и моде. Эти тенденции конструктивизма на тот момент витали в воздухе во всем мире, а все живущие тогда художники имели тесную связь друг с другом, часто устраивались международные выставки, был интенсивный культурный обмен. Но когда произошла революция, то понадобились новые символы, новое дыхание и новые веяния.
Рустекстиль: В России тоже были сторонники конструктивизма в дизайне и моде?
Сергей Васильев: В эпоху конструктивизма жили такие гении, как Александр Родченко, Варвара Степанова, Надежда Ламанова и их современники мощной закалки. Многие из них приняли революцию, считая, что она несет социальные свободы и развитие страны в прогрессивное русло. Когда мы готовили выставку, посвященную Ламановой, для меня было большой загадкой, как она – женщина, прожившая эпоху яркую в царское время (она была поставщиком императрицы) – прожила в моде несколько жизней? Первая – эпоха классицизма с корсетами и пышными юбками, с перенасыщенным декором, потом эпоха модерна – отказ от жестких форм, силуэт стал легче и воздушнее, начинаются вкрапления графики и линейности. Когда произошла революция, то Ламанова приняла ее, и после царской России осталась жить в постреволюционной России – она была очень прогрессивным человеком и верила во благо революции. В 1925 году была международная выставка в Париже, на которой демонстрировались достижения в области моды и дизайна. У России был свой раздел, и модную коллекцию там представляли именно работы Ламановой и ее соратниц – ее саму не выпустили посетить эту выставку, но жюри присудило ей по итогам выставки Гран-При.
Рустекстиль: В чем основная идея проекта «Мода – народу»?
Сергей Васильев: Идея проекта – привлечь как можно больше специалистов, занимающихся дизайном, и показать простым людям, насколько ярким был период конструктивизма в России, насколько мир был заряжен им и продолжает черпать в нем вдохновение сегодня. Это мощный пласт искусства русских художников, и на выставке это будет наглядно представлено: один зал посвящен моде, другой – дизайну среды и архитектуре; будет графика и фотографии художников 20-30-х годов и современные работы. В России вообще особое отношение к женщине, красоте, одежде, моде. Такие выставки – это способ привлечения внимания общественности к истории нашего великого искусства.
Елена Хардина: Вот где современным дизайнерам нужно черпать идеи. Не там они ищут вдохновение!
Сергей Васильев: Русское искусство вдохновляет: принты, приемы декорирования, драпировки. Когда в Европе показываешь русские идеи, но осовремененные, они вызывают фурор, их воспринимают «на ура» – «русскость» в фаворе! Французская мода без русского влияния не была бы такой яркой. Например, на «Шанель» Россия тоже оказала огромное влияние.
Елена Хардина: Мы своим дизайнерам показываем, что искать вдохновение нужно именно тут, в России. Призыв проекта правильный – чтобы это воспроизвести, нужно принять себя и Россию, свои корни без оглядки на запад. Например, в представленной модели Ксении Смолкиной четко выражена компьютерная графика, а ведь модель – давних времен. Насколько люди в то время были продвинутыми! Мы должны этим пользоваться.
Галина Райхман: Вообще, проект познакомил и свел вместе колоссальное количество творческих людей, которые теперь общаются и за его пределами. У проекта невероятная энергетика, а участие в подготовке этой выставки расширяет круг общения и кругозор!
Сергей Васильев: Кроме всего прочего, этим проектом мы хотим показать широту диапазона наследия – чтобы люди не забывали свои традиции. Хотим оставить это в памяти и сердцах людей – чтобы молодое поколение, которое следит за модой и дизайном, увидело: тренды, заданные многие десятилетия назад, дают импульс современности и задают вектор развития будущего!
Первоисточник www.rustekstile.ru