Элина Андросова: Мировой макротренд – цвет впервые в истории моды обгоняет форму костюма

Семинар Элины Андросовой «Как применить мировые тренды к российской действительности. Колористические решения» прошёл в рамках деловой программы 56-й Федеральной оптовой ярмарки «ТЕКСТИЛЬЛЕГПРОМ».

Элина Андросова – fashion-эксперт, искусствовед, кандидат культурологии, доцент, президент Межрегионального объединения домов моды – Центра поддержки и развития индустрии моды г. Москва, руководитель профиля «Дизайн костюма» Института бизнеса и дизайна.

Image

Спикер ввела термин «маркмода»: в условиях затяжного кризиса усиливается влияние маркетинга на тренды в мире fashion, происходит слияние в одно новое понятие. «В эпоху диджитализации любой пользователь может зайти в Интернет и узнать нехитрую информацию про мировые тренды. Более ценно – сконцентрировать и приспособить все эти достаточно чувствительные тренды к условиям российской действительности, – комментирует Элина Андросова. – Общемировой тренд, который выходит в fashion на первые позиции, – колористическая разработка коллекций: и текстильных, и образных и одежды. Сейчас цвет опережает даже форму, выходит на первые позиции».

В 2021 году потребитель дружно стал терять интерес к моде, рынок fashion-одежды в России просел: «Мы очень надолго все остались дома, запертые в замкнутом пространстве. Положение на рынке лёгкой и текстильной промышленности и fashion в России очень сложное. Это связано с высокой конкурентностью, определённой стагнацией рынка и всё нарастающей инфляцией, повышением НДС с 18 до 20%. Также пандемия не могла не отложить свой след. Стремительно терялся интерес с быстрой моде, на первый план вышли бренды, ориентированные на базовые модели для любого сезона и ситуации 24/7, их объёмы продаж увеличились».

На российском и европейском рынках многие потребители-женщины обратились к классической форме одежды, моделям, которые смогут носить от сезона к сезону, сочетая с вещами из прошлых коллекций. Идёт возвращение к старой доброй классике с новыми акцентами. Люди стали осознавать, что изо дня в день они носят традиционный набор из 7–10 вещей, и больше им не требуется. Популярнее становится разумная мода, ответственное потребление. Потребитель задумывается над тем, что нам требуется меньше новых вещей и, соответственно, меньше тратит денег на новые fashion-бренды, выбирая знакомые марки. На первый план по успешности выходят те бренды, которые вовремя позаботились об удобных для пользователей веб-сайтах и увеличили объём продаж в онлайн-магазине. Если раньше онлайн-торговля была в качестве дополнения, то в последние 2–3 года приобрела массовое значение.

Изменилось поведение массового покупателя. Благодаря всем упомянутым моментам, происходит переход покупателя из среднего сегмента в массовый. А из массового сегмента всё больше покупатели потянулись к категории дискаунт и поддержанных вещей. На российском fashion-рынке большую популярность приобретает прокат вещей из сегмента луков, которые не востребованы 24/7, – прежде всего, праздничная, нарядная, вечерняя одежда, которую можно взять напрокат реально или примерить в виде цифровой одежды. Невозможно не заметить отток большинства покупателей из среднего сегмента в масс-маркет. Это связано со значительным удорожанием вещей и постоянным снижением качества. И только те российские бренды, которые не снижают качество, заявленное на входе на рынок, остаются успешными и не теряют своего покупателя.

Прежде чем выходить на рынок с новой коллекцией, сейчас обязательно нужно знать свою целевую аудиторию. И только потом, с учётом мировых трендов, привнося их на наш рынок, трансформируя и видоизменяя, делать новые коллекции именно для этого сегмента покупателей.

Мир моды сейчас, как никогда ранее, очень ритмичен и нестандартен. Это очень меняющееся пространство. Когда мы говорили про XX век, мы шли десятилетиями на fashion-рынке: 60-е, 70-е, 80-е. В тренде были десятилетия. В начале XXI века временной промежуток сократился до пяти лет, в 2021 году время сжимается и на fashion-рынке до невероятно малых размеров. Сейчас временной промежуток тренда – 2–3 года. После этого всё можно выкидывать на помойку истории или грамотно трансформировать тренды в сторону классической подачи, базовых моделей, чтобы выстоять, повысить объём продаж на рынке. Базовые модели будут продаваться до тех пор, пока не продадутся, без снижения цены.

Увеличение скорости схождения модных трендов из модного пространства дало производителям хорошую возможность не заглядывать далеко вперёд, а, зная макротренды, жить здесь сегодня и сейчас, не сильно заботясь о том, что будет через 30 лет. Мода становится всё менее и менее предсказуемой. У нас случаются кризисы, которые принимают характер затяжных, пандемии, прогнозировать на 100 лет вперёд не имеет никакого смысла.

Тенденции моды 2022/2023 с учётом потребностей российских производителей и покупателей

Широкие плечи. Постепенное увеличение плечевой области. Возвращаются подплечники из 1970–1980-х, резкие, но в новом прочтении. Несмотря на ширину подплечника, плечи будут даны более мягко, комплиментарно к пропорциям женщины, не гладиаторские. Угол будет снижаться постепенно. Этот нюанс позволит учитывать мнение покупателя российского рынка. Наши женщины не готовы в режиме 24/7 носить увеличенные по объёму плечи. Для этого нужно иметь длинную шею и достаточно большой рост, а средний рост российского потребителя не очень высокий, поэтому наши жительницы в совершенно расширенных плечах смотрятся недостаточно эстетично. Соблюдение пропорций образа при достаточно больших плечах требует каблуки или платформу, что не всегда возможно, никто не готов отказаться от удобной обуви. Поэтому тренд не будет довлеть на проработку формы изделий на российском рынке. Его нужно иметь в виду, но подавать мягко.

Image

Брюки клёш. Ещё с 30-е годы прошлого века Шанель и Скиапарелли ввели в женскую моду брюки, с тех пор женщины так полюбили эту комфортную одежду, что сейчас объём продаж брючных комплектов опережает всё, что связано с юбками и платьями. Брюки клёш стремительно ворвались в массовую моду в 1960-е. Но с учётом усреднённого роста массового россиянок, не желающих вставать на высокие каблуки и платформы, клёш будет усреднённой ширины. На подиумах высокой моды будем видеть увеличенные в объёмах брюки клёш, в реальных продажах клёш будет присутствовать в значительном объёме, но теряя в ширине по нижнему краю. Брюки клёш из разных материалов уже дали хороший объём продаж и уходить из моды на российском рынке не собираются. Параллельно будут оставаться все виды брюк – это очень хорошая новость.

Oversize из сегмента массовой моды постепенно будет переходить в молодёжный сегмент, оставаться там. Количество продаж в массовом секторе будет снижаться. Тренд пришёл к нам надолго, пришёл не сегодня – наблюдаем его последние 4–5 сезонов – и уйдёт от нас нескоро: прогнозируется устойчивое существование на российском рынке этого тренда до 2025 года.

Макси и мини. После того, как все отсидели дома, хочется явить себя миру, и в моду активно входит мини. На российском рынке мини будет почти исключительно представлено в сегменте молодёжной моды, потому что длина до колена и чуть ниже колена, итальянская, комплиментарна к женщине всех возрастов. Внимание потребителя всегда цепляет контраст. Поэтому одновременно с мини в моду всё больше подтягивается макси – в сегменте нарядной одежды, вечерних платьев. Мини и макси будут и в верхней одежде, из совершенно разных тканей.

Край по косой мягко переходит из прошлых сезонов и сохраняет свои позиции наряду с ассиметричным краем. Несмотря на затянувшийся кризис, юбки, юбки на платьях будут постепенно увеличиваться в объёме, увеличиваться с точки зрения расхода ткани. Край по косой будет всё больше обретать популярность, перейдёт даже в полы верхней одежды, но особенно в лёгкой одежде. К примеру, атласные юбки по косой прекрасно сидят практически на любом типе фигуры, комплиментарно облегая женские бедра, даря комфорт и визуально красивую картинку, скрывая недостатки и раскрываясь в крае книзу изделия, даря своей обладательнице забытый в последнее время нарядный и интересный вид.

Image

Натуральные ткани. Мы стали разумными потребителями во всём потребительском рынке – от продуктов питания до энергоресурсов и fashion. Время быстрой моды ухолит, приходит мода на разумное потребление, на ресайклинг и апсайклинг. Потребитель всё больше склонен к покупке натуральных тканей, хотя бы в смесовом варианте. Всё сильнее звучит запрос на больший процент соотношения натуральных волокон в ткани. Запрос на лён, коноплю, эвкалипт, шёлк, шерсть, кашемир, тёплую и холодную (летнюю) шерсть большой, и объём продаж их с каждым годом будет увеличиваться. Потребителя не смущает такой неприятный для российского рынка нюанс, как повышенная сминаемость натуральных тканей. Наш потребитель больше проникается и становится «более прогрессивным», и теперь по-американски помятый вид никого не смущает, наоборот, свидетельствует, что лук из натуральных тканей.

Трикотаж будет очень востребован на российском рынке: одежда из трикотажного полотна, кроеный трикотаж, вязанный в бохо-стиле и базовые модели, в прочтении платьев труб и брюк, во всех вариантах. Монотонный трикотаж выглядит более базово и дорого, будет присутствовать во всех сегментах fashion-рынка, в мужской одежде также будет активно представлен. Трикотаж пришел в моду надолго, на это повлияла пандемия, в нём удобно и комфортно. Повышенный интерес вызывает качественный трикотаж, который не тянется на проблемных зонах – бедрах, коленях, груди, локтях. На трикотаже низкого качества эти места быстро вытягиваются. Качественный трикотаж хорошо держит форму и восстанавливается на плечиках после дневной носки. Трикотаж отражает запрос российского потребителя на образность, яркость.

Шёлковые ткани и атлас пришли как минимум до 2025 года, возможно до 2030-го. И не только в нарядную и вечернюю одежду. Шёлк и атлас будут востребованы в повседневной жизни в качестве как верха, так и низа: топы, блузки, рубашки, брюки, юбки, особенно кроя по косой. Атласные переплетения других по составу тканей всё больше будут появляться в верхней одежде – куртках, даже бомберах, пальто полной длины с большими карманами и большой плечевой группой, со съёмными капюшонами. Особенно в молодёжном сегменте будет много атласных худи, брюк, рубашек, лонгсливов, много ярких, неоновых цветов. Наступает время бомбера, и не только в молодёжном сегменте. Сейчас уже появились бомберы из натурального меха, кожи, искусственного меха, хлопка, льна, смесовых и даже костюмных тканей. Будут популяры классические брючные костюмы для мужчин и женщин, где вместо пиджака или жакета предложен бомбер. 

Image

Все бренды представят бомберы на 2022–2023 годы. Этот микроассортиментный тренд пришёл к нам надолго из спортивного стиля, вслед за худи его будут носить даже потребители элегант-образа – те, кому за 50–60–70. Наша ностальгия по советскому времени – олимпийка. Спортивный стиль оказал очень большое влияние на современную моду. Олимпийка приходит вслед за бомбером как облегчённый вариант, как правило, с молнией-тесьмой, в нарядном варианте тесьма-молния будет закрыта. Олимпийки будут ярких и контрастных цветов и окажут влияние на нарядную одежду: будет много вечерних вариантов вместо жакета на коктейльное платье. Такое влияние спортивного стиля невозможно не заметить. Олимпийки будут представлены в трикотаже, коже, мехе натуральном и синтетическом. Как правило, более удлинённые, чем бомбер.

Бахрома прозвучит в разных материалах и цветах, даря простор для образов. Будет присутствовать в спортивном стиле, верхней и повседневной одежде – на бомберах, пальто, шубах, плащах, худи, юбках, брюках, сумках, аксессуарах. Но массовый российский потребитель не будет готов заплатить за такой тренд-однодневку. Бахрома сильно бросается в глаза и притягивает внимание, так же сильно запоминается и быстро надоедает. Её будут предлагать делать съёмной. На российском рынке бахрома будет востребована в сезонах весна-лето и в молодёжном сегменте.

Клетка – антипод бахромы. Ниша покупателей, любящих изделия из клетчатых материалов, сохраняется постоянно. Клетка распространяется на весь ассортиментный ряд – от белья до верхней одежды. Меха, шубки, меховые бомберы, головные уборы, брюки, костюмы – клетки будет очень много. Появятся очень свежие нестандартные летние образы с клеткой – топы, корсеты, лифы, сарафаны, платья.

Пайетки возвращаются в моду, отвечая на запрос на нарядность, которую у нас украла пандемия. В отличие от прошлых сезонов, в более матовом варианте, не такие блестящие и неоновые, не такие крупные, как у Prada и Moschino несколько сезонов назад, более сложных насыщенных цветов. В тренде – тёмно-серые и чёрные. Из трикотажных полотен, усыпанных пайетками, будет выполняться любая одежда, в том числе в спортивном стиле – бомбер в пайетках прогнозируется стать хитом сезона 2022–2023 годов.

Металлик приходит вслед за пайетками. Текстура будет встречаться в любом ассортименте – от верхней одежды до белья, в детской и мужской одежде, займёт место на низковорсовом мехе. Натуральные ткани, лён, хлопок будут покрыты металлическим напылением. К телу – экологичный слой из натурального волокна, сверху – металлик.

Бронзовый, уходящий в лимонный оттенок. На 2022–2023 годы и в фурнитуре, и в аксессуарах, и в обработке тканей будет популярен оттенок лимонного золота 750-й пробы. Не красного традиционного российского с добавкой меди, а лимонной канареечной бронзы.

Image

Цветы как декор или отдельные элементы, укрупнённые, соединённые в стиле печворк. Цветы везде: на нарядной и повседневной, зимней и летней, даже на осенней одежде – кожаных брюках и юбках. Это не стиль прованс, где все поле заполнено мелкими травами и цветами, а крупные садовые цветы, как георгины, но более фантазийные. Такие цветы тянут за собой и колористику.

Воротник «халтер» – интерпретация американской проймы – будут представлены в летней одежде. Такие воротники будут сплетаться двумя лямками, полотнами на спине и встречаться в разных элементах одежды, в том числе в олимпийках, образовывая разнообразные полосы.

Аксессуары будут очень разнообразными. «Если раньше мода диктовала, что носим, а что убираем на антресоль, то сейчас в моде всё. При должной стилистике вещь можно реанимировать, делая её актуальной. Я обратила внимание на нюансы, характерные для российского рынка. Если говорить об аксессуарах, то будет много шляп-панам, в том числе из этого сезона перейдут на 2022–2023 годы. 24/7 будем носить набор любимых сумок, начиная от микро в качестве кулонов, поставив на увеличение, – мал мала меньше по принципу матрёшки. Сохранится тренд на меховые сумки и кроки», – говорит Элина Андросова.

После разбора трендов перешли к колористике. «Сейчас цвет в костюме стал опережать форму. Так было далеко не всегда. Как правило, на рынок fashion, в мир моды, форма всегда приходит в чёрном цвете, для того чтобы наиболее чётко выразить силуэт. А уходит в очень пёстром выражении, разрастаясь на детали. В последние 2–3 года цвет приобрёл первостепенное значение. Всё по Гёте: если мы зажмуримся и откроем глаза – сначала увидим цвет, затем считаем форму тех предметов, которые перед нами. Это физиология цвета. Впервые в 2021 году мы присутствуем в том времени, когда цвет обогнал форму. Это тренд на 2022–2023 годы, и российские потребители к нему готовы».

Спикер посоветовала брендам выстраивать преемственность цветов в линейках коллекций. Таким образом, вещи у потребителя не только будут дольше оставаться в гардеробе, но и приучать потребителя к использованию конкретного бренда через составление грамотных луков – мини-капсул гардероба.

Image

Главные цвета сезона весна-лето 2022

«Сахарная пудра» (Spun Sugar) – любые разбелённые оттенки голубого. В основном, цвет для российского рынка останется в коллекции сезона весна-лето, но в южных регионах может быть востребован и на сезон осень-зима 2023, в молодёжной и детской одежде, аксессуарах. «Этот цвет требует загорелой кожи. Если не учитывать этот аспект, то средний российский типаж потребителя будет выглядеть в таком цвете бледно. Цвет прекрасно представлен у Valentino. «Сахарная пудра» пришла встать вторым цветом рядом с «пыльной розой» в этом сезоне и перейдёт с нами в 2022–2023 годы. А «пыльная роза» в своём оттеночном выражении становится более прозрачной, приходит «прозрачный стеклянный розовый цвет» (Gossamer Pink). Цвет аристократических дорогих одежд будет востребован в сегменте люкс и премиум (в массовом сегменте). Он комплиментарен к деловой среде, женственности и дарит одномоментно более элегантный и статусный вид. Розовый с мягким сливочным оттенком будет выгодно смотреться в тандеме с оттенками графита и бежевым цветом», – говорит Элина Андросова.

«Намёк» (Innuendo) – вариант фуксии. «Я бы даже сказала, не намёк, а настойчивость на то, что жизнь – праздник. Оттенок автоматически придаёт лицу здоровый румянец. Он чуть менее шокирующий, чем запатентованный в 1930-х годах Эльзой Скиапарели. В 2022–2023 годах цвет придёт в массовом сегменте в прозрачном и лёгком варианте, в тяжёлом люксе –более насыщенным. Много вещей такого цвета в коллекции у Valentino в смелом сочетании с активным красным. Сочетание достаточно редкое, элитарное. Можно использовать в одежде, если хотите заявить об истории бренда, сделать презентационную линейку одежды. Этот оттенок активно используют самые дорогие бренды. Tom Ford постоянно возвращается к фуксии. Спортивный стиль тяготеет к этому цвету. В нём легко двигаться и ощущать себя молодым и активным, очень трудно грустить, зато легко смеяться и радоваться жизни».

Лакшери, оттенок «парашютист» (Skydiver). «В северных регионах России коммерческим считается синий цвет, но всегда с холодными серыми оттенками Невы, с лёгкой грустью. «Парашютист» – от солнечного неба, колокольчиков на земле, в нём немного присутствует фуксия, которая даёт жизнерадостный оттенок активному синему цвету. Он приемлем для всех видов одежд. Если говорить о коммерческом успехе, будет востребован в костюмной группе. В верхней одежде нужно брать более лёгкие или с оттенками серого. Более выбеленный «парашютист» присутствует в джинсовом варианте».

«Нарцисс» (Dafodill) – лимонно жёлтый, но более прозрачный, чем цвет текущего сезона 2021. Жёлтого меньше, больше белого. Для российского потребителя коммерческим цветом назвать нельзя, для азиатских стран – да. Раскупается в детском и молодёжном сегментах и в качестве «дополнительной» одежды – майки, топы, футболки. Очень дозировано берётся этот оттенок.

«Ледниковое озеро» (Glacie Lake) – классический голубой с добавлением сливочно-белого. Прогнозируется стать успешным в костюмно-плательной группе у мужчин и женщин. В большом количестве встречается у Valentiono, Martin Margella. Цвет одинаково хорошо смотрится в коже, трикотаже, хлопке, льне, шёлке. Выразительный и в то же время ненадоедающий оттенок».

«Голубая гавань» (Harbor Blue– бирюза, уходящая в синюю сторону. Новый интересный оттенок для всех групп ассортимента. Цвет морской волны в синем исполнении. Люксовая линейка полюбит этот оттенок, его достаточно сложно получить, но он на 100% коммерческий цвет. Такой цвет продастся практически без остатков. Сочетается с любыми другими оттенками и везде будет уместен».

«Какао мокко» (Coca Mocha). Наш любимый новый оттенок, разбавленный с оттенками кофе, вьетнамский робуста. Цвет не является коммерческим для российского потребителя, не для наших цвета кожи и волос. Он коммерческий в южных регионах Европы, Испании, Италии – для красоток с тёмными волосами и кожей с оливковым отливом. Оттенок «шоколад» – более коммерческий и более комфортный в использовании и сочетается с другими цветами. Не рекомендован для детской одежды. Дети любят открытые наивные цвета, которые встречаются в живой природе.

«Георгин» (Dahlia) – фуксия с синим. Оттенок взят из живой природы. Для российского потребителя, особенно для женщин, рекомендовано убирать подальше от лица: прибавляет 10 лет к возрасту обладательницы. В коллекциях одежды лучше использовать для низа.

«Пуансиана» (Poinciana) – любимый нами цвет «Коралл», пришедший ещё из прошлых сезонов, никуда не уходит, становится более активным и насыщенным, более красным. Яркий кораллово-оранжевый цвет, почти граничащий с красным, но более деликатный, будет с нами ещё два сезона. Он не переходит грань, в нём не присутствует наглость классического красного.

Image

Основная классическая линейка сезона 2022

«Белоснежка» (Snow White– оттенок с небольшим количеством серого и голубого, более практичный, чем кипельно-белый. Цвет не наивный, составленный. Будет присутствовать в верхнем и первом слое мужской и женской коллекций сезона весна-лето 2022. Белая одежда всегда смотрится более дорого и элегантно, с претензией на статусность. Оттенок «Белоснежка» рекомендован как коммерческий для южных регионов России и весенне-летних коллекций.

«Идеально бледный» (Perfectly Pale) – цвет непрактичный, но смотрится дорого и будет сохраняться долго.

«Базилик» (Basil) – любимый цвет в этом сезоне переходит на 2–3 сезона вперёд. Натуральный оттенок комплиментарен и к молодёжной и более зрелой мужской группе. Выигрышно смотрится в сочетании с белым.

«Северная капелька» (Northern Dropiet) – комплимент Санкт-Петербургу, коммерческий оттенок из самых светлых цветов северного региона. Очень красивый у Gucci, более тёплый сливочно-серый, на возвращающемся тренде – двубортной одежде.

«Маковая семечка» или «маковое зёрнышко» (Poppy Seed) – более графитовый оттенок в городском стиле для массового сегмента, мило названный индустриальный цвет. Более тёплый, чем оттенок серого 2021 года.

«Зелёная пчела» (Green Beeпродолжает тему разбелённых зелёных цветов. Оттенок невозможно забыть, отлично подходит для того, чтобы произвести первое впечатление. Сочетается с серым, белым, сливочными, жёлтым, красным, фуксией.

«Томатный крем» (Tomato Cream) – совершенно не коммерческий. Жёлтый цвет в России никогда не станет коммерческим – об этом нужно знать и сильно не обольщаться.

«Чёрный пират» (Pirat Black) – новый оттенок асфальтово-серого, почти чёрного, по-пиратски влезающий во все коллекции. Наглый и абсолютно коммерческий для всех регионов России: в нём самые маленькие остатки.

«Чёрный» (Black6C– цвет элегантности, коммерческого успеха, деловой активности. Самый глубокий чёрный цвет – цвет чёрного бархата. Большинство коммерческих коллекций никогда не обходятся без этого цвета, тем более в сочетании с любыми оттенками сливочно-белого. Total Black в коммерческих коллекциях прогнозируется очень активно по продажам продержаться до 2030 года.

Ключевые моменты для работы на российском рынке:

  • Анализ и знание целевой аудитории.
  • Регулярное и преемственное обновление коллекций.
  • Надёжная коммуникация с клиентами.
  • Визуально понятный web-сайт.
  • Регулярный анализ рынка, конкурентов, реальных продаж.
  • Постоянное наблюдение за актуальной колористикой.

Иллюстрации предоставлены Элиной Андросовой.